Глава компании «Морские Комплексные Системы» М.В. Моцак принял участие в круглом столе «Пожары на флоте – удар по безопасности России».

Такая тема была предложена Северо-Западным бюро РИА Новости для обсуждения на круглом столе, который прошел в Санкт-Петербурге 29 мая 2013 года. 



Для участия в нем были приглашены высококвалифицированные специалисты, проектанты и строители гражданских судов и военных кораблей, опытные морские офицеры, знающие не понаслышке, что такое пожары на военных кораблях и подводных лодках, представители спасательных служб и организаций:   

заместитель начальника Северо-Западного регионального центра МЧС России, полковник внутренней службы Илья Денисов, начальник отдела аварийно-спасательных работ Федерального Государственного учреждения «Госморспасслужба России» Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ Валерий Тимченко, начальник управления надводных кораблей НИИ Кораблестроения и вооружения ВУНЦ ВМФ «ВМА» Сергей СОЛОВЬЕВ, начальник отдела общесудовых систем и начальник сектора противопожарных систем ОАО ЦМКБ «Алмаз» Сергей Гнитиев и Алексей Саватеев; Вице-адмирал Геннадий Радзевский, заместитель генерального директора  ОАО «ЦС Звездочка» Валерий ВОРОБЬЕВ.

Собравшиеся специалисты обсудили текущую ситуацию по уровню пожарной безопасности судов и кораблей военно-морского и гражданского флотов России, проблематику обеспечения максимальной пожарной безопасности при строительстве, ремонте и эксплуатации судов и кораблей. Насколько безопасны материалы, используемые в судостроении,  эффективны системы пожаротушения, которыми оборудованы современные суда и корабли. Каков потенциал сотрудничества всех сторон, заинтересованных в сохранении и развитии судостроения РФ? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые затронули участники круглого стола.

 Печальная статистика МЧС России показывает, что за 2011 год пожарами повреждено 80 морских и речных судов, уничтожено 4 морских и речных судна. Возникло 23 396 пожаров, прямой материальный ущерб от них составил  379 048 000 руб. Согласно статистике 2012 года: уничтожено 7 морских и речных судов, 64  судна повреждено, ущерб от этих пожаров составил 1 388 660 000 руб. Это по всей России. По СЗФО в период с 2008 по 2012гг. произошло 82 пожара на морских и речных судах

 Основной мыслью, прозвучавшей на круглом столе стало то, что Российский флот располагает 13 спасательными буксирными судами способными вести борьбу с пожарами и оказывать любую другую помощь судну, терпящему бедствие в море. Они оснащены водяными и пенными системами пожаротушения. Но средний срок службы таких судов – 30 лет, и почти у всех эти сроки уже вышли, противопожарная система имеет значительный износ и  требует капитального ремонта или замены.

 Наблюдается и прогресс: в настоящее время по ФЦП развития транспорта России ведется строительство многофункциональных спасательных судов, мощностью 4 и 7 мегаватт. Первое -«Спасатель Карев», сейчас проходит испытания в Кронштадте. К концу года планируется к сдаче  2-й корпус – «Спасатель Кавдейкин». Противопожарная безопасность данных судов соответствует требованиям РМРС, обеспечивается конструктивными элементами, системой пожаротушения, пожарной сигнализацией и комплектами противопожарного снабжения. В состав данных судов входят судовые системы пожаротушения: водяного, локального применения, кислотного и аэрозольного. Также имеются системы пожаротушения для объектов: водяного (лафетные стволы и насосы), пенотушения (для подачи на горящие объекты воздушно-механической пены), порошкового (для тушения пожаров на химовозах и газовозах) и системы водяных завес. Данные суда являются самыми современными и оснащенными по последнему слову техники.

 Можно сказать, что система противопожарного обеспечения на судах флота Минтранса России претерпевает значительные изменения. Но они будут осуществлены только при дальнейшем федеральном финансировании.

И второе, с чем согласились все участники круглого стола – это внедрение современных технологий как в области судостроения и кораблестроения, так и в системах противопожарной защиты. Речь идет о снижении горючей нагрузки и конструктивную противопожарную защиту. Боевые корабли более энерговооруженные, имеют больше средств автоматизации, чем гражданские суда, поэтому горючая нагрузка на них выше. К сожалению, материалы, до сих пор применяемые при строительстве кораблей, быстро и сильно горят. А судовая мебель, поставляемая мелкими производителями, часто изготавливается из легко воспламеняемых материалов, например из ДСП.

 Собравшимися была отмечена ведущая роль компания «Морские комплексные Системы»  по созданию и внедрению в судостроение негорючих материалов для зашивок, выгородок, переборок, для изготовления мебели, которые не выделяют ядовитых веществ.

 В рамках многочисленных проектов по достройке и обеспечению пожарной безопасности  внутренних помещений на судах и кораблях ВМФ специалистами компании были с нуля разработаны  и испытаны конструктивные узлы и альбомы базальтовой изоляции, заменившей малоэффективную (а в ряде случаев даже вредную) изоляцию прошлого поколения. Также, в рамках комплексного обустройства внутренних помещений компания «МКС» применяет новые негорючие панели из природного материала вермикулита. Поскольку пожар идет по палубе, в проектах было применено  специализированное наливное палубное покрытие, которое является негорючим.

 Осуществляя научно-технические разработки, компания «МКС» предложила к рассмотрению в ВМФ применение специального каучукового негорючего покрытия, срок службы которого составляет 30 лет и применение которого позволит обеспечить сохранность оборудования и систем судов и кораблей в случае пожара.

 Отдельно нужно сказать о внедрении на российский рынок судовой мебели «Strongbox System», изготавливающейся из листовой стали, с трудногорючим покрытием.  

 Все предлагаемые ООО «МКС»  материалы в широком спектре применимы как в военном кораблестроении, так и в гражданском судостроении, в том числе  на ледоколах и на плавучих атомных электростанциях.

 Заканчивая выступления на круглом столе М.В. Моцак заключил:  «Государственная программа перевооружения предусматривает, что мы в ближайшее время построим не менее 120 новых боевых кораблей основных классов. И за этот же период времени, до 2020-го года, мы должны построить 1 400 гражданских судов. Основная часть из них - 850 единиц, будет строиться на верфях Российской Федерации. И надо, чтобы новый российский флот, гражданский и военный, был построен с применением новейших технологий и материалов, обеспечивающих безопасность и кораблей, и экипажей!»

Информацию о круглом столе вы можете прочитать на сайте РИА Новости http://spb.ria.ru/science/20130531/502645794.html