Технопарк – потребность времени

Интервью директора ООО «Морские комплексные системы» о причинах и перспективах создания судостроительного технопарка в Северодвинске.



 Михаил Васильевич, были ли «Морские комплексные системы» до этого времени физически представлены в Архангельской области? Понятно, что деловые отношения с предприятиями области у компании имелись, но речь идет именно о наличии каких-то производственных площадей.

– Компания «Морские комплексные системы» с начала нашей деятельности сотрудничает с главными судостроительными предприятиями Архангельской области – «Севмаш» и «Звездочка». У нас есть представители в Архангельске и Северодвинске. Сотрудники компании, включая высшее руководство, часто бывают в этих городах в деловых командировках. И хотя на обоих предприятиях мы выполняем достаточно серьезные работы, в том числе своими силами, своих производственных площадей мы до сих пор не имели. А развитие ситуации сейчас требует именно этого. И такие планы у компании появились.

 

 В каком городе, на каких площадях, что предполагается конкретно построить? Что там будет выпускаться? Сколько планируется создать рабочих мест?

– Совместно с ЦС «Звездочка» мы подписали соглашение о производстве на их базе корабельной металлической мебели, аналогичной английской мебели «Стронгбокс». Для этого производства планируется задействовать территорию реконструируемого сейчас завода «Красная кузница», которое является филиалом ЦС «Звездочка» и территориально находится в Архангельске. Это производство позволит организовать от 60 до 90 рабочих мест.

Совместно с ОАО «ПО "Северное машиностроительное предприятие"» мы готовы развернуть производство комплектующих для систем пожаротушения с применением материалов «Инфлекспайп» (российский аналог материала «Эластопайп») для российских и оффшорных предприятий нефтегазовой промышленности. Здесь же можно организовать производство камбузной металлической мебели и отдельных образцов камбузного оборудования. Это производство также планируется разместить на территории «Красной кузницы». Здесь может быть организовано от 30 до 50 рабочих мест.

 

  Почему было принято решение войти в проект создания технопарка? Что мешало все оставить по-прежнему? Что вообще, как предполагается, будет собой представлять технопарк?

– Мы хорошо знаем регион, хотим участвовать в его развитии и обладаем достаточным потенциалом для этого. И еще нам оказались близки идеи губернатора Орлова по развитию судостроительного кластера. Впервые мы встретились с Игорем Анатольевичем в начале марта этого года, а уже в апреле уже изложили ему свои идеи и рассказали о том, какое участие можем принять в этом проекте.

Практически во время этой нашей встречи и были выработаны принципиальные решения, которые будут способствовать развитию уже имеющегося в Архангельской области судостроительного территориального кластера и созданию в перспективе современного технопарка. Этот технопарк будет объединять предприятия и организации различных отраслей промышленности (разработчиков и производителей), а также учебные и научные организации, расположенные на территории Архангельской области.Предполагается также в рамках технопарка дать возможность для развития малому и среднему бизнесу.

 

 Какие преимущества от этого получает компания, а какие – область?

– Вы спрашиваете: в чем наши интересы? Наша компания рассчитывает на получение региональной поддержки, в том числе по участию в приоритетных проектах региона, таких как «Белкомур» и «Архангельский глубоководный порт». Оба проекта находятся под контролем и патронажем «Стратегического партнерства «Северо-Запад», что для нас очень важно. А Архангельская область получит в результате опыт государственно-частного партнерства, которое позволяет активно привлекать инвесторов в регион. Причем, по нашим расчетам, инвесторы будут в перспективе вносить гораздо больше денег в развитие технопарка, чем бюджет.

Второй плюс для области – привлечение (расширение) круга инвесторов, готовых участвовать в реализации региональных и федеральных проектов. Третий – наша поддержка промышленных предприятий, находящихся на территории Архангельской области. В том числе во внедрении и использовании современных инновационных технологий и материалов. Мы окажем высокопрофессиональную помощь во всем процессе: от проектирования и монтажа до ввода объекта в эксплуатацию. Поспособствуем согласованию интересов участников организационно-технологических цепочек проектов. Наконец, четвертый плюс для области (он носит традиционно социальный оттенок) – это появление новых рабочих мест для жителей региона.

 

 МКС будет просто одним из резидентов технопарка или компания будет представлять нечто большее при его создании? Быть, к примеру, оператором, заниматься привлечением туда других резидентов, создавать и размещать там какие-то новые дочерние или совместные структуры?

– В настоящее время мы занимаемся бизнес-планированием будущего технопарка. По «Севмашу» бизнес-план готов и проходит стадию согласования. По «Звездочке» он находится в разработке. Уже этой осенью, после согласования бизнес-планов, у нас появится более четкое представление о будущем этого большого проекта. «МКС», помимо организации совместных производств, о которых я сказал выше, может выступить в роли главного оператора, который благодаря своим обширным российским и зарубежным связям сумеет привлечь в регион достойных инвесторов и деловых партнеров. Мы работаем по всему миру и предлагаем своим партнерам поучаствовать в этом проекте. Есть вероятность, что к нам присоединятся не только российские, но и зарубежные инвесторы. Они уже сейчас проявляют большую заинтересованность, но их имена называть пока рано.

 

 Когда можно будет говорить о том, что технопарк уже заработал?

– Прежде чем он заработает, его нужно создать. На это потребуются время и серьезная организационно-правовая работа со стороны руководства региона: создание особых условий для инвесторов, в том числе для налогообложения и для получения инфраструктурных ресурсов. Эта работа уже начата.

 

 Будет ли технопарк ориентирован в первую очередь на удовлетворение потребностей и заказов предприятий судостроения области или он будет ориентирован на всю Россию?

– Ну, конечно, в первую очередь он интересен самой Архангельской области. Но этот регион, на наш взгляд, является одним из самых перспективных в России для развития производства в области судостроения. Поэтому можно говорить о том, что наша работа направлена на благо всей страны и будет способствовать повышению конкурентоспособности российского судостроения на мировом уровне. По крайней мере, мы вошли в проект именно с этим настроем.

 

ссылка на первоисточник  http://issuu.com/north-west/docs/sz_3