Непотопляемый корабль архангельской экономики

Первым резидентом технопарка, формируемого в Архангельской области для предприятий судостроительного кластера, стало ООО ГК «Морские комплексные системы». Соглашение об этом между компанией и правительством Архангельской области было подписано на Петербургском международном экономическом форуме.



Архангельская область, как центр современного судостроения и северные морские ворота России, играет (и всегда играла) стратегически важную роль для России. Немудрено, что задачи развития судостроительной и судоремонтной промышленности для региона носят стратегический характер. Отрасль эта вполне способна обеспечить территории основы для устойчивого экономического роста и перехода на принципы «поляризованного развития» – поддержку перспективных направлений или точек роста.

О том, как собираются реализовывать кластерный принцип развития судостроения, мы беседуем сегодня с губернатором Архангельской области Игорем Орловым.

 

От корабля до прилавка

 

– Игорь Анатольевич, в области, вроде бы, и так достаточно серьезных судостроительных предприятий. Что же нового принесет создание кластера?

– Согласен с тем, что Северодвинск и сегодня – центр атомного судостроения, центр интеллектуального кораблестроения страны вообще. И все же этого недостаточно. Нужно не только постараться собирать здесь все самое ценное, что есть в судостроении России. Мы хотим максимально вовлечь в работу кластера всю экономику региона. Технопарки, создающиеся рядом. Строительство, которое неизбежно потянется сюда, когда начнется увеличение занятых предприятиями кластера территорий. Коммуникации, связь, систему обучения и подготовки кадров в Северном (Арктическом) федеральном университете. Даже новые современные магазины, даже свежие продукты, произведенные и выращенные в Архангельской области. Это все и есть настоящий кластер!

Каждый кластер это точка роста. Создавая его, государство говорит: вот перед вами некая вершина айсберга. Располагающиеся на ней предприятия обеспечены соответствующим объемом государственных заказов, у них есть стратегия развития. Пожалуйста, включайтесь в работу, предлагайте свои решения для того, чтобы участвовать в общем проекте.

Если вы хотите максимально быстро и качественно достичь поставленных перед кластером целей, вам необходимо структурировать его сверху донизу, по всем отраслям экономики. Это позволит тем, кто находится в нижней части пирамиды, понимать, ради чего они работают, видеть конечную цель. Люди будут осознавать, что их задача – не просто выпустить определенную продукцию. Что они совместно работают над достижением общего положительного результата стратегического масштаба.

 

Первый резидент технопарка

 

– Как выглядит кластер в настоящее время?

– Основными его участниками являются якорные резиденты – ведущие компании отрасли (ПО «Севмаш», ЦС «Звездочка», СПО «Арктика»), научные и образовательные организации (в первую очередь, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова) и органы государственной власти и местного самоуправления Архангельской области.

В настоящее время сформирована система управления кластером. Оператором выступает региональное министерство экономического развития и конкурентной политики. Для решения стратегических задач создан Совет судостроительного инновационного территориального кластера.

Основное предназначение судостроительного кластера – создание сложных морских комплексов, их обслуживание, научное сопровождение и обеспечение кадрами. Для более интенсивного его развития была разработана специальная программа. Ее цель – повышение конкурентоспособности и экономического потенциала судостроительных предприятий и судостроительной отрасли России.

Двадцать первого июня на Петербургском международном экономическом форуме мы подписали соглашение с первым резидентом создаваемого технопарка – Группой компаний «Морские комплексные системы». Это первый шаг, который покажет нашим потенциальным инвесторам, что Поморье открыто для них, что область способна создавать привлекательные условия для вложения инвестиций в разных сферах промышленности.

Хочу подчеркнуть, что «Морские комплексные системы» объединяют проектную базу и производственный потенциал, инновационные технологии в области судостроения, военного кораблестроения, нефтегазовой отрасли, гражданского и промышленного строительства. Компания поддерживает партнерские отношения с ведущими проектными бюро и НИИ страны, судостроительными предприятиями России, включая северодвинские «Севмаш» и «Звездочку».

Соглашение с МКС создает площадку для практических действий по созданию судостроительного технопарка уже в этом году.

 

Арктический вектор

 

– Какие направления работы вы видите в качестве основных для архангельского судостроительного кластера?

– Он призван сыграть важнейшую роль в освоении Арктики. Архангельская область является стратегическим плацдармом для освоения углеводородных месторождений на этой территории. По оценкам крупнейших компаний, имеющих месторождения на шельфе севера России, Дальнего Востока и Каспия, освоение континентального шельфа потребует к 2030 году создания технических средств для добычи и транспортировки до 110 млн т нефти и до 160 млрд куб. м газа в год. Сюда нужно добавить еще необходимую инфраструктуру обслуживания.

При этом для проведения работ в тяжелейших условиях арктических морей необходимо использовать самые передовые технологии. На сегодняшний день наиболее подготовленными для обустройства месторождений нефти и газа на арктическом шельфе в России являются предприятия судостроительного кластера, расположенные в Архангельской области. Они имеют производственные мощности и подготовленный кадровый состав для строительства крупных наукоемких объектов (морские платформы, специализированные суда), а также атомных ледоколов.

 

Не нефтью единой

 

Но нефтегазовая отрасль – не единственная, которой требуются суда!

Конечно, мы об этом помним. Помимо уже упомянутого, судостроительный комплекс Архангельской области может выполнять заказы по строительству пассажирских судов, судов для рыбной ловли, перевозки леса… Объем грузооборота российских морских портов устойчиво растет. Обеспечить удовлетворение спроса на данную продукцию на внутреннем рынке могут предприятия судостроительного кластера.

Особо следует отметить вклад северодвинских предприятий, входящих в кластер, в производство продукции оборонного комплекса. Сегодня здесь ведутся строительство, модернизация и ремонт атомных и дизель-электрических подводных лодок, кораблей и судов различных классов для ВМФ России и зарубежных заказчиков.

В рамках функционирования кластера реализуется серьезный научно-технический потенциал. В работе его задействованы крупнейшие научные организации Архангельской области: федеральный университет, подразделения Уральского отделения РАН, профильные проектные институты. Активными поставщиками инноваций выступают НИПТБ «Онега», научные центры ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит» и ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова.

В рамках научно-производственной кооперации осуществляется постоянное сотрудничество ведущих производственных компаний и научно-исследовательских институтов. Это обеспечивает конкурентоспособность продукции, производимой кластером.

В программу развития включена реализация инвестиционных проектов, направленных на расширение масштабов производства и продаж. В частности, Центр судоремонта «Звездочка» проводит работы по развитию винтообрабатывающего производства. На «Севмашпредприятии» осуществляется модернизация мощностей для крупноблочного строительства заказов, обеспечения строительства наплавных энергоблоков, изготовления судовых подшипников и контейнеров для отработанного ядерного топлива.

 

Малому бизнесу место найдется

 

Президент и правительство ставят перед регионами задачу способствовать развитию малого и среднего бизнеса. В чем может помочь кластер при решении этой задачи?

Безусловно, особенности предприятий и продукции судостроения налагают серьезные ограничения на возможности кооперации с малым и средним бизнесом (МСБ) и реализации совместных проектов. Однако разработан ряд мер для увеличения доли МСБ в кластере за счет использования ключевых преимуществ подобных предприятий.

Основное направление – практика производственного аутсорсинга, которая используется крупными предприятиями, а также малыми предприятиями в сфере услуг и обеспечения безопасности, уже более пяти лет.

В рамках кластера будут продолжены фундаментальные и прикладные исследования в сфере инновационного судостроения. Стоит отметить следующие приоритеты:

- разработка конструкции и технологии изготовления универсальных виброизоляторов;

- создание системы мониторинга, дефектации и повышения эксплуатационной надежности нефте- и газопроводов;

- освоение перспективных неметаллических материалов.

 

Чтобы было комфортно жить

 

– Но, как говорится, пушка сама не стреляет. Чтобы все эта рационально выстроенная система развивалась, требуются люди, которые, как вы справедливо заметили вначале, будут понимать, что и зачем они делают.

– Системе подготовки кадров и развитию человеческого капитала в программе развития кластера уделено большое внимание. Центром существующего образовательного потенциала региона является Северный (Арктический) федеральный университет. Уже сейчас действует многоуровневая система подготовки кадров для судостроительной и судоремонтной промышленности. Основное ее преимущество – дуальный принцип, позволяющий сочетать подготовку на производстве и в образовательных учреждениях.

Не забываем мы и о том, что людям должно быть комфортно жить и работать. Повышение уровня привлекательности территорий, на которых располагаются и будут располагаться предприятия кластера, создает дополнительные условия для привлечения квалифицированных кадров, а стало быть, повышает конкурентоспособность экономики.

 

Судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области вошел в группу из 25 пилотных кластеров по всей России. Это, на наш взгляд, говорит о высокой значимости данного направления для отечественной экономики.

 

ссылка на первоисточник  http://issuu.com/north-west/docs/sz_3